К нам обратилось предприятие у которого существует земельный спор, который нужно решить. В определенный период времени этим предприятием на основании договора купли-продажи были приобретены у определенного лица складские помещения, являющиеся частью имущественного комплекса. Земельный участок, на котором расположены здания и нежилые помещения, был закреплен за продавцом по решению исполнительного комитета киевского городского совета депутатов трудящихся. Исходя из того, что были приобретены нежилые помещения, существовала, в связи с этим, необходимость получения в аренду земельного участка, находящегося под этими помещениями и под имущественным комплексом, в котором эти помещения находятся. Из данных оснований наш клиент заказал технический отчет по установлению внешних границ землепользования на земельный участок и начал процедуру получения земельного участка в пользование. Не успел наш клиент зарегистрировать земельный участок за собой, как его зарегистрировало другое лицо, в связи с чем собственно и возник спор.
 
                                            Korotya V1
Была подготовлена правовая позиция, которыя состоит в следующем:
Согласно п. 1 ст. 120 Земельного кодекса Украины (в редакции, которая действовала после начала процедуры получения в пользование земельного участка) при переходе права собственности на здание и сооружение право собственности на земельный участок или его часть может перейти на основании гражданско-правовых сделок, а право пользования - на основании договора аренды.
Пункт 3, 4, 5 ст. 123 Земельного кодекса Украины (в редакции, которая действовала после начала процедуры получения в пользование земельного участка) определяет, что юридическое лицо, заинтересованное в получении земельного участка в пользование из земель государственной или коммунальной собственности, обращается с соответствующим ходатайством в районную, Киевскую и Севастопольскую городскиие государственные администрации или сельский, поселковый, городской совет. Соответствующая районная государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет рассматривает ходатайство в месячный срок и дает согласие на разработку проекта отвода земельного участка.
 
Исходя из указанных норм наш клиент обратился в киевский городской совет с ходатайством о предоставлении разрешения на разработку технической документации на оформление права пользования земельным участком для обслуживания и эксплуатации производственно-складского здания, предоставив необходимый пакет документов. Главным управлением земельных ресурсов Киевской городской государственной администрации получено от киевского городского совета поручение на разработку технической документации по оформлению права пользования земельным участком для обслуживания и эксплуатации производственно-складского здания. На основании поручения киевского городского совета была разработана техническая документация по оформлению права пользования земельным участком для обслуживания и эксплуатации производственно-складского здания. Данным проектом предусмотрено передать нашему клиенту, на основании ст. 93,120, 123, 124 Земельного Кодекса Украины в долгосрочную аренду на 15 лет земельный участок для обслуживания и эксплуатации производственно-складского здания. Земельный участок, котрый предоставляется, был сформирован и зарегистрирован в Государственном земельном реестре, что подтверждается выпиской из базы данных Государственного земельного кадастра (очередной кадастровый план и реестр земельных участков). После изготовления и утверждения технической документации по оформлению права пользования земельным участком, она была передана в киевский городской совет для принятия решения о предоставлении земельного участка и заключения договора аренды. Однако киевский городской совет длительное время не принимал решения о предоставлении земельного участка на основании утвержденной технической документации по оформлению права пользования земельным участком.
 
1 января 2013 в результате внесения изменений в земельное законодательство был изменен порядок регистрации земельных участков.
Согласно п. 4 Заключительных и переходных положений Закона Украины «О Государственном земельном кадастре» (в редакции на 01.01.2013 года), сведения о земельных участках, ограничения  в их использовании, зарегистрированных до 1 января 2013 года в Государственном реестре земель, подлежат переносу в Государственный земельный кадастр в автоматизированом порядке, без подачи заявлений об этом их собственниками, пользователями и без взимания платы за такое перенесение.
Согласно п.1 ст. 79-1 Земельного Кодекса Украины (по состоянию на 01.01.2013 года), государственной регистрации в Государственном земельном кадастре подлежат сформированые земельные участки. Земельные участки являются сформированными тогда, когда они приобрели признаки объекта гражданских прав - имеют четко определенную площадь, границы и информация о них внесена в Государственный земельный кадастр.
Земельному участку, сведения о котором внесены в Государственный земельный кадастр, присваивается кадастровый номер (п. 1 ст. 16 ЗУ «О Государственном земельном кадастре»).
Так, сведения о земельном участке нашего клиента должны были быть перенесены автоматически без подачи заявления из Государственного реестра земель в Государственный земельный кадастр.
 
Нашему клиенту случайно стало известно, что в пределах зарегистрированного им в государственном земельном кадастре земельного участка, зарегистрирован земельный участок с другим кадастровым номером и на другое лицо. Был получен с ГУ Дерржгеокадастра в г. Киеве проект отведения земельного участка разработаный на другое лицо. Из указанного проекта землеустройства стало известно следующее:
 
После внесения изменений в законодательство, о которых речь шла выше, в киевский городской совет, относительно земельного участка нашего клиента, с ходатайством о предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства и задание на выполнение работ обратилась другое лицо. Решение по данному ходатайству не принималось (указано в пояснительной записке проекта землеустройства). Как было нами установлено, департамент земельных ресурсов киевского городского совета дал ответ лицу, обратившемуся с ходатайством относительно нашего участка и отказал в предоставлении разрешения на разработку проекта и отметил, что представленные документы не соответствуют требованиям законодательства: не обоснованы границы и площадь земельного участка, и отсутсвует нотариально заверенное согласие нашего клиента - землепользователя. zemlyaadvokatЭтот ответ был направлен указанному лицу, но не был им получен. Это лицо, впослудующем, использовало норму законодательства, которая определяет, что лицо, которое не получило отказ от органа земельных ресурсов в течение месяца со дня подачи ходатайства о разрешении на разработку проекта землеустройства, имеет право этот проект разрабатывать и осуществлять все необходимые действия для получения земельного участка, что и было сделано. Согласно выписки из Государственного земельного кадастра о земельном участке, государственным кадастровым регистратором Главного управления Госземагентства в г. Киеве (сейчас ГУ Держгеокадастра в г.. Киеве) был составлен план земельного участка и в дальнейшем зарегистрировано земельный участок в государственном земельном кадастре за нашим оппонентом. Указанная регистрация является незаконной и подлежит отмене исходя из нарушения значительного количества норм законодательства.
 
Во-первых:
Заявление о государственной регистрации земельного участка подано лицом, у которого отсутствует решение киевского городского совета о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству на земельный участок, которое является основанием для формирования земельного участка при передаче его в пользование и государственной регистрации (п.3 ст. 24 ЗУ «О государственном земельном кадастре», п. 109 Порядка «1051). Подать заявление на государственную регистрацию земельного участка могут те лица, которым предоставлено разрешение на изготовление документации.
 
Во-вторых
Государственный кадастровый регистратор Главного управления Госземагентства г. Киева (сейчас ГУ Держгеокадастра в г.. Киеве) принимая решение о государственной регистрации земельного участка,  не принял во внимание, что его часть находится в пределах уже сложившегося и зарегистрированного в Государственном земельном реестре и Государственном земельном кадастре земельного участка. Так, государственный кадастровый регистратор Главного управления Госземагентства м. Киева (сейчас ГУ Держгеокадастра в г.. Киеве) противоправно зарегистрировал земельный участок, чем нарушил права нашего клиента лишив права пользования земельным участком. Из-за действий указанного государственного кадастрового регистратора состоялось наложения части земельного участка на другой.
 
Указанные нарушения отражены в проекте землеустройства нашего оппонента:
схеме расположения земельного участка, масштаб 1: 2000 (границы земельного участка нашего оппонента накладываются на нежилищные помещения нашего клиента);
очередном кадастровом плане: извлечении из базы данных городского земельного кадастра (в отношении земельного участка, котрый хочет получить наш оппонент, уже разрабатывается проект - графически отображено наклонными линиями).
Кадастровый регистратор перед регистрацией должен был проверить представленный проект нашего оппонента и увидеть, что в отношении земельного участка уже разрабатывается проект, что является препятствием в государственной регистрации.
 
Исходя из указанного, партнером ЮК «Майоров, Нерсесян и партнеры», адвокатом Романом Коротя был подготовлен иск об отмене указанной государственной регистрации земельного участка и отмене записи в поземельной книге.

Наши координаты

01001, Украина, Киев
ул. Большая Житомирская, 15Б

Тел. +44 789 456 123
Е-mail: info@iqlaw.com.ua

Кнопка Вверх